Журнал «STARLOG», октябрь 1989
Оригинал
В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ -
ГЕРОЙ
Весь в пыли и растрепанный, Ривер Феникс
рассказывает о том, как в роли Индианы Джонса он отправляется в
приключения по жизни.
Дэн Якир
Ривер Феникс преуспел с момента своего
дебюта в роли мастеровитого мальчика
в фильме "Исследователи"
(статья в журнале "СТАРЛОГ" №97). Он получил восторженные
отклики о своей работе в фильмах "Останься
со мной", "Берег
Москитов" и "Бегство
налегке", и, кажется, теперь всем стало ясно, что девятнадцатилетнему
актеру предназначена судьбой внушительная карьера. Но кроме признания
критиков, Феникс может также занять свое место и в культовом кино
благодаря своей роли молодого
Индианы Джонса в фильме Стивена Спилберга "Индиана
Джонс и последний Крестовый поход". Эта роль в фильме
- как удар хлыста, если говорить кратко, роль, которая заставила
актера посмотреть змеям в глаза, выйти невредимым из клетки со львом,
уцелеть после нападения носорога, - все это в лучших традициях взрослого
Индианы, которого играет Харрисон
Форд. Если Спилберг в будущем решится cделать еще одну главу
своей саги (считается, что именно этот фильм станет лебединой песней
Инди) Феникс мог бы оказаться главным претендентом на эту роль.
Тем временем, актер осваивает новые земли в черной комедии Лоуренса
Каздана "Я
люблю тебя до смерти" с Кельвином Кляйном, Трэйси Уллман,
Уильямом Хертом и Киану
Ривзом.
СТАРЛОГ: Как бы ты описал
свою роль в "Последнем
Крестовом походе"?
РИВЕР ФЕНИКС: Вся роль состоит из одного непрерывного
движения - бег, прыжки, кувырки и перевороты, драки, погони, прятки,
спасение от злодеев - такие вот штучки. Это небольшая роль, только
10 минут в начале фильма, но я по-настоящему наслаждался ею.
СТАРЛОГ: В чем состояла главная трудность в работе
над этим фильмом?
ФЕНИКС: Я выполнил множество трюков, потому что
я многое чувствовал в характере героя и, прежде всего, то, что он
должен быть физически сильным. Нашлось бы, конечно, кому сделать
эти трюки.
СТАРЛОГ: Как ты входишь в роль? Ты играешь самого
себя и придаешь своему герою собственные качества, а затем идешь
вслед за сценарием? Или в действительности ты пытаешься трансформировать
самого себя в кого-то еще и чувствовать его чувствами?
ФЕНИКС: Ты не можешь проснуться на следующее утро
и стать своим героем, так как этот процесс - медленный.
Я начинаю раздевать себя в том смысле, какой я есть, и думать более
нейтрально. Ты должен нейтрализовать себя до того, как
ты сможешь стать другим человеком. Я становлюсь человеком без собственного
мнения, отказываясь думать с позиции Ривера, затем медленно добавляю
какие-то качества и начинаю думать так, как мог бы мой персонаж.
Я фантазирую, каким бы я был на его месте, и играю в игры разума
с собой, пока этот переход происходит.
СТАРЛОГ: Как ты подбирался к роли молодого Инди?
ФЕНИКС: Достаточно было просто наблюдать за Харрисоном:
он сам может делать всякие штучки, и я не мог подражать этому, но
мог интерпретировать, будто это он, но более молодой. Подражание
– ужасная ошибка, которую многие люди делают, когда они
играют кого-то в молодости, или с разницей в возрасте. Подражание
не раскрывает истину, потому что ты не можешь лишь редактировать
ее повсюду.
СТАРЛОГ: Каково было работать со Спилбергом в первый
раз и с Харрисоном Фордом во второй?
ФЕНИКС: Замечательно было увидеться с Харрисоном
снова, а Стивен – замечательный парень, с которым одно удовольствие
работать.
СТАРЛОГ: Действительно ли Харрисон Форд был столь
же дружелюбным, как на съемках "Берега
Москитов"?
ФЕНИКС: О, да, он должен был мне помочь. Ведь он
уже там так долго играет Индиану Джонса.
СТАРЛОГ: Какие отношения у тебя были с ним на съемках
"Берега Москитов"?
ФЕНИКС: Харрисон ближе к земле. Я читал где-то,
что он холоден, но на самом деле он теплый человек; просто у него
такая позиция: вокруг тебя так много фальшивых людей, пытающихся
подкопать под тебя, что ты должен иметь защитную оболочку. Он очень,
очень хороший человек, мудрый и практичный. Его идеалы очень практичны
и логичны. Я научился многому у него. Самое замечательное в Харрисоне
- это то, что его актерская игра выглядит такой легкой, и он такой
непредсказуемый и такой крепкий мужик. Я провел замечательное время
(работая с ним). Наше отношение друг к другу было на очень честном
уровне. Я понимал, откуда пришел он, и, я думаю, он понимал, откуда
пришел я. Я не думаю, что я доставал него. Я не спрашивал у него
все время, каким же был Индиана Джонс.
СТАРЛОГ: Как ты чувствуешь смог бы ты в какой-то
момент примерить ботинки Форда?
ФЕНИКС: Я не думаю, что кто-либо (кроме
него самого) смог бы когда-нибудь действительно воздать должное
образу Индианы Джонса. Производство без Харрисона никогда не смогло
бы быть таким успешным. Я думаю, все должно оставаться так, как
задумано им.
СТАРЛОГ: Ты получил номинацию
на "Оскар" за "Бегство
налегке".
ФЕНИКС: Я думаю, что в известном смысле мне был
брошен вызов, так как там наверху есть великие умы, которым нравится
видеть то, что они делают с номинацией на "Оскар". Я считаю,
многие люди изменились после номинации в отношении понимания некоторых
вещей. В моем случае действительно есть несоответствие в терминах,
которыми я оперирую. Все же, это был невероятный опыт, который я
сохраню в своих воспоминаниях, как и все остальное.
СТАРЛОГ: Кажется, ты продолжаешь бросать вызов
уже самому себе. После "Маленького
Никиты" и "Бегства
налегке", ты сказал, что прекратишь играть жертв на
какое-то время, а после этого ты снимаешься в "Последнем
Крестовом походе" и "Я
люблю тебя до смерти".
ФЕНИКС: "Я
люблю тебя до смерти" - о владельце пиццерии, который
увивается за женщинами в то время, как его жена с помощью его же
поваров пытается убить его. Они пробовали пять раз, но он выжил,
и они оказались снова вместе. Это типа того о том, "как попытаться
убить своего мужа и спасти свой брак", но в основе лежит подлинная
история. Я играю Диво,
повара, который очень верит в мистику и в восточную философию. Я
- посредник, который помогает подготовить эти чрезвычайные события,
которые происходят в фильме.
СТАРЛОГ: Какова цель всего этого заговора? Жадность?
Озорство?
ФЕНИКС: Это лишь простые, бесхитростные, с туннельным
зрением люди, которым трудно отличить реальность от фантазий. Эта
история эмоциональная и даже моральная, несмотря на то, что там
нечисто. Все они жертвы невежества и чрезвычайно различного менталитета,
вообще говоря.
СТАРЛОГ: Это сильно отличается от всего, что ты
делал раньше. А в чем здесь заключалась главная трудность?
ФЕНИКС: Если говорить о нем, Диво мерещится мне
повсюду, где бы я ни шел, очень трудно освободить себя от него и
смотреть своими глазами.
СТАРЛОГ: Правда ли, что этот персонаж больше всех
имел над тобой контроль?
ФЕНИКС: Нет, не до такой сенсационности.
Это больше касается склонности делать в точности то, что твой персонаж
мог бы сделать: не видеть грани между реальностью и фантазией. Ты
на самом деле не знаешь, где ты находишься, играешь инстинктивно
или импульсивно и находишь, что, может быть, то, что твои герои
делают в фильме, является в большей степени беспределом, чем то,
что они наказывают тебя. Понимаешь, мелочи жизни, которыми Диво
чрезмерно занят, поместили его в точку, откуда он не может видеть
всей полноты картины.
СТАРЛОГ: В отличие от него ты, кажется, очень хорошо
осознаешь, что творится в мире, окружающем тебя.
ФЕНИКС: Я очень люблю род человеческий и эту планету,
на которой мы живем, и я вижу жизнь такой свежей и красивой, не
потому что "я держу мир в своих руках", а потому что это
просто моя реальность. Меня также очень заботит ход нашей жизни
и дорога, которой мир идет. Я также очень сильно хочу, чтобы люди
общались друг с другом. Со всеми этими технологиями, разве это не
лучший способ, которым мы могли бы это делать? Это угнетает. Но
во мне есть также и оптимистическая сторона, которая верит, что
мы живем в невероятное время и что, если мы все объединимся по важным
вопросам и встанем на защиту наших прав, как сказал Боб Марли, то
мы смогли бы действительно свершить многое.
СТАРЛОГ: Чем бы это могло стать для тебя?
ФЕНИКС: Одна вещь, которую я хотел бы сделать,
когда у меня будут деньги, - это купить тысячи акров в Бразильских
тропиках и сделать национальный парк, чтобы никто не смог пройтись
по ним бульдозером для строительства там МакДональдса. Я понимаю,
люди чувствуют себя безопаснее с Биг Маком, но ведь это же наш кислород!
А эта массовая резня животных – вообще дерьмовый подход. Я могу
понять фермера, который выращивает свою корову, а затем перерезает
ей горло и ест ее.
СТАРЛОГ: Ты даешь молодым людям положительный образец
для подражания не только своими идеалами, которые ты исповедуешь,
но на ином уровне и самими своими героями, которых ты играешь. То
же самое, вероятно, даже в большей степени, чем прежде, будет и
с молодым Индианой Джонсом.
ФЕНИКС: Да, но меня возмущает то, что в этом обществе
нас с юных лет учили смотреть телевизор, поглощать предвзятые идеи,
касающиеся того, что есть идеальный мужчина или идеальная женщина.
На самом деле это предубеждение. Многие люди преодолевают это, но
многие также остаются угнетенными, если они несчастны из-за своей
внешности, если они не выглядят как Роберт
Редфорд. Как не стыдно, они вовсе не должны быть такими. Когда
я был моложе, меня беспокоило то, как другие смотрят на меня, и
если я был недостаточно хорош. Теперь-то я понимаю, что ты не можешь
создать имидж по шаблону или пытаться быть кем-то, кем ты не являешься.
Что же касается актерской работы, то она в действительности сама
скажет за себя.
***
Перевод текста на русский язык - VIc.
Редакция - Kassandra.
Буду благодарен всем, кто направит в мой адрес замечания, позволяющие устранить опечатки, неточности и ошибки в данном тексте.
Назад
«
|