River Phoenix Фильмы
 


Кинофильмы

My Own Private Idaho, 1991
Мой личный штат Айдахо

 

Информация о фильме

   - Общая информация

   - Создатели

   - В ролях

   - Роль Ривера Феникса

   - Основные персонажи

   - Краткое содержание

   - Информация о создании и съемках

   - Награды

   - Некоторые факты и комментарии

   - Фильм в России

   - Ссылки

Кадры из фильма

Кадры со съемочной площадки

Рекламные материалы и фото

Постеры

Скриншоты

Видеокадры

Видеоносители

Саундтрек

Вверх Общая информация

Жанр

Драма

Кинокомпания

New Line Cinema & Fine Line Features, США

Производитель

New Line Cinema, США

Продолжительность

105 минут

Первые показы

12 сентября 1991 года
кинофестиваль в Торонто, Канада;
27 сентября 1991 года
кинофестиваль в Нью Йорке, США

Начало проката

18 октября 1991 года в США

Вверх Создатели

Режиссер и автор сценария

Гас Ван Сент

Литературный источник

Пьеса В. Шекспира «Генрих IV», часть I, II

Продюсер

Лори Паркер

Операторы

Джон Кэмпбелл, Эрик Алан Эдвардс

Художник-постановщик

Кен Харди

Монтаж

Кёртис Клейтон

Композитор

Билл Стэффорд

Вверх В ролях

Майк Уотерс

Ривер ФениксГлавная роль (starring)

Скотт Фейвор

Киану Ривз

Ричард Уотерс

Джеймс Руссо

Боб Пиджин

Уильям Ричерт

Гэри

Родни Харви

Кармилла

Кьяра Каселли

Бад

Фли

Ханс

Удо Кир

Диггер

Майкл Паркер

Дениз

Джесси Томас

Алина

Грейс Забриски

Джек Фейвор, мэр Портленда

Том Троуп

Ковбой / Хастлер из кафе

Скотт Патрик Грин

Шерон Уотерс

Вана О'Брин

Джейн Лайтвок

Салли Кёртис

Джордж Плохиш

Джордж Коннер

Вверх Роль Ривера Феникса

Mike Waters
Майк Уотерс
Майк Уотерс / Mike WatersГлавный герой фильма, парень, обитающий на улицах Портленда и Сиэтла, время от времени путешествующий автостопом по просторам Америки. Ему 21, он страдает нарколепсией - заболеванием, которое характеризуется внезапными приступами кратковременного глубокого сна. Нарколепсия, как защитный механизм, оберегает чувствительную и ранимую душу Майка от мерзостей повседневного бытия; она погружает его в один и тот же сладкий сон детства. В нем он грезит о своем небольшом домишке, которого у него потом уже никогда не было, и о своей матери, которая оставила его в детском приюте после того, как она стала скрываться от преследования за убийство своего любовника, карточного игрока. Заветная и несбыточная мечта Майка - обрести свои корни, свой дом и найти свою мать.

Майк Уотерс / Mike WatersМайк замкнут и молчалив, и если он говорит, то делает это в основном про себя. Мир, увиденный глазами Майка, кажется сюрреалистичным: облака стремительно несутся по голубому небу, задевая ослепительные горные вершины; прыжками преодолевая сопротивление бурного речного потока, идет на нерест лосось; очертания предметов расплывчаты, их цвета необычны, ниоткуда возникают странные видения из прошлого, словно запечатленные на старую кинопленку. Это мир фантазий и галлюцинаций. Это его заповедная территория, его личный штат Айдахо. Это мир бесконечных дорог - то пустынных, уходящих за горизонт, то тесных городских; похожих то ли на американские горки, то ли на чье-то дурацкое лицо - дорог, которые гипнотизируют Майка и вселяют веру в лучшее. "Не волнуйся, все будет хорошо!" - говорит ему мать в его нарколептических видениях, и эти слова как молитва дают ему силы жить.

Майк Уотерс / Mike WatersВ реальной жизни Майк - бездомный бродяга, пребывающий между припадками в наркотическом трансе. Он находится на самом "дне", ночует неизвестно где, его жизнь подвергается постоянной опасности. Майк - уличный хастлер и уже давно смирился со своей безысходной участью изгоя и человека "дна". Он продает свое тело с полным безразличием к сексуальным фантазиям своих клиентов, подавляющая часть которых - мужчины.

Майк Уотерс / Mike WatersМайка не очень-то волнует, кто он такой: гей, бисексуал, наркоман, бродяга, бомж или еще кто-нибудь. Ему просто нужна скорее всего любовь, нежели секс, ему нужен кто-то (женщина это или мужчина - все равно), кто оберегал бы его и заботился о нем. Возможно, если бы у него была нормальная семья и хорошее воспитание, он смог бы почувствовать себя в этой жизни более счастливым человеком. Лишенный этого с детства, Майк безропотно и безучастно плывет, как соломинка, туда, куда его увлекает мутный поток уличной жизни.

Майк Уотерс / Mike WatersЛюбовь к Скотту и попытка изменить свою судьбу, казалось, поселили веру в его измученной душе. Однако предательство его лучшего друга привело Майка к глубокому разочарованию и вернуло его на прежнее место - на дороги. Одна из них проходит через весь мир и сквозь его сердце - дорога, которую он пробует на вкус всю жизнь, дорога, идущая никуда.

Вверх Основные персонажи

Основные персонажиScott Favor
Скотт Фейвор

Скотт Фейвор / Scott Favor Главный герой фильма, ему скоро будет 21, он из богатой и обеспеченной семьи, сын мэра города Портленда. Скотт находит забавным опуститься на самое "дно", чтобы ощутить все прелести бездомной, но вольной жизни. Это своеобразный вызов его отцу, протест против пресной жизни богатенького буржуа. Жизненное кредо Скотта сводится к формуле: где бы то ни было, что бы то ни было, наслаждайся жизнью и будь счастлив! Однако жизнь "на дне" для Скотта - это не только забавное приключение. Несмотря на то, что он унаследует состояние своего отца, это все же возможность "узнать цену доллару", определить свое место в мире, постичь суть вещей, познать все, чему только может научить дорога. Скотт изобретателен, находчив, коммуникабелен и не полезет за словом в карман. Обладая сильным и решительным характером, он склонен повелевать, нежели подчиняться или быть ведомым. Поэтому его психоделический учитель и старый приятель простак Боб в скором времени оказывается низвергнутым Скоттом, которому давно тесны одежды наивного ученика.

Скотт Фейвор / Scott Favor Скотт также определенно знает, чего он хочет добиться в жизни, он знает, что он - ее хозяин в будущем. Тем не менее, Скотт не лишен сострадания и сочувствия, которое, возможно, не свойственно таким сильным натурам. Он искренне опекает Майка и становится ему настоящим другом - но только на время. И лишь обретя истинную власть, юный Принц превращается в зрелого и властного Короля, который беспощадно и жестоко порывает с чуждым ему миром, не заботясь особенно по поводу того, что это может оказаться разрушительным для кого-то.


Основные персонажи
Bob Pigeon
Боб Пиджин

Боб Пиджин / Bob Pigeon Герой фильма, мужчина средних лет, предводитель компании бездомных подростков, их учитель и идейный вдохновитель. Боб живет как бомж, занимаясь мелким грабежом и воровством. Деньги ему нужны, чтобы напиться, хорошо поесть и принять дозу. Без наркотиков мир не существует для него. Боб наивно полагает, что его ученик Скотт, которого он любит, как сына, будет его опорой, когда тот получит большое наследство своего отца. Боб не подозревает, что ему уготовил Скотт после своих невероятных перемен, о которых он так загадочно говорит. Это будет не "работа палача" (Боб рад любому предложению Скотти), не "одна большая нескончаемая вечеринка" - это будет жестокое предательство, которое разобьет ему сердце.


Основные персонажи
Другие персонажи
Гэри, Диггер - уличные хастлеры, приятели Майка и Скотта.
Семья Майка Уотерса: Шерон (мать), Ричард (брат и отец).
Бад и Джордж Плохиш - приятели Боба Пиджина.
Джейн Лайтвок - "хозяйка" брошенного отеля.
Кармилла - девушка из Италии, возлюбленная Скотта.
Алина и Ханс - клиенты Майка и Скотта.

Вверх Краткое содержание

Майк путешествует автостопом по северо-западным штатам Америки. Судьба заносит его в Сиэтл, где он знакомится со Скоттом и Гэри в роскошном доме Алины, которая подцепила мальчиков для утехи. "Это как сон, - говорит ей Майк, - девочки никогда не снимали меня, тем более такие хорошенькие и богатые". Алина очень сильно напоминает ему мать, что становится причиной очередного приступа Майка, который расстроил все планы хозяйки дома. Скотт и Гэри выносят отрубившегося Майка на улицу, где он в беспамятстве проводит ночь. Сквозь сон Майк слышит ободряющие слова Скотта, его приглашение присоединиться к его компании и призыв: "Смахни остатки сна со своего лица, когда проснешься, и встречай новый день!". Утром он приходит в себя, но ненадолго. После мимолетной встречи с Хансом, парнем из Германии, торгующем запасными частями для автомашин, он оказывается в Портленде, в буквальном смысле, в объятиях Скотта, который решает опекать Майка и вводит его в свое окружение. Это бездомные подростки, которые занимаются проституцией, употребляют наркотики и алкоголь. Вся компания обитает в грязной забегаловке, на крышах домов и в брошенном отеле, "хозяйкой" которого является забавная старушка.

Спустя какое-то время в городе появляется Боб, которого разыскивают за воровство. Вместе с ним - его спутник, придурковатый Бад. Это вносит некоторое оживление в монотонную жизнь компании. Боб обещает всем безбедную жизнь, для чего им придется отправиться на ограбление. Скотт решает подшутить над Бобом и во время ограбления отнять у него похищенные деньги. А тем временем тяжело больной отец Скотта, мэр Портленда, разыскивает сына через своих людей во время облавы в отеле. Скотт приходит к отцу и дает ему обещание, что очень скоро он изменится.

Время идет, компания томится от скуки, и Майк предлагает Скотту отправиться в картофельный штат Айдахо к его брату Ричарду, чтобы разузнать о матери. И друзья отправляются в путешествие на краденом мотоцикле. Майк явно очарован Скоттом, более близкого и родного человека у него никогда не было. Он понимает, что любит его, и решает признаться ему в этом у ночного костра, когда они сделали привал в одном из пустынных мест по пути в Айдахо. Майк - весь в смятении чувств, он пытается открыться, но никак не может подобрать нужные слова. Он сообщает Скотту, что у него не было нормальной семьи в прямом смысле этого слова (его отцом был его собственный брат). С дрожью в голосе, сбиваясь, Майк говорит, что мог бы любить кого-то, даже если за это не платят. "Я люблю тебя и... ты мне не платишь", - наконец произносит он. Однако Скотт не может принять его предложение, так как "два парня не могут любить друг друга". К тому же Майк - его лучший друг. "Что ж будем друзьями... хотя, ты знаешь, ... я действительно люблю тебя", - тяжело вздыхает Майк. Утро вечера мудренее, и друзья устраиваются на ночь, так и не найдя выхода из этой ситуации.

В трейлере у Ричарда, отъявленного пьяницы и неудачника, после бессмысленных разбирательств и выяснения отношений Майк узнает, что его мать Шерон работает официанткой в гостинице. И приятели отправляются туда и узнают, что Шерон уехала в Рим несколько лет тому назад. "Заработав" деньги на продаже мотоцикла, который купил у них Ханс (истинной ценой был секс втроем), Майк и Скотт летят в Рим и попадают в небольшую деревушку неподалеку от города, где Шерон жила и работала. Однако ее нет и в этом месте. Майк разбит и подавлен. Положение усугубляется тем, что Скотт не на шутку влюбляется в итальянку Кармиллу, живущую здесь, и бросает Майка в чужой стране.

Майк возвращается в Портленд один и снова оказывается в компании Боба, оставаясь в порочном круге безысходности, где только наркотики, секс за деньги и... душевная пустота. Скотт женится на Кармилле и превращается в надменного и циничного буржуа, в его новом мире нет места ни Майку, ни Бобу, ни еще кому бы то ни было. Боб не смог пережить предательства своего бывшего ученика и умирает в ночном кошмаре со словами: "Боже, боже, боже...". Умирает также и отец Скотта. Майк остается в полном одиночестве, он опять стоит на дороге в штате Айдахо, на дороге, обочина которой, наверное, и есть его настоящий дом. В разбитом сердце Майка теплится лишь слабая искра надежды, что эта новая дорога сможет исцелить его. И находясь на ней, он может уповать и рассчитывать только на одно - милость и доброту случайных попутчиков.

Вверх Информация о создании и съемках

Своему названию фильм обязан одноименной песне американской группы The B-52's, популярной в начале 80-ых. В это время режиссер много раз посещал штат Айдахо.

В основе сценария лежат две сюжетные линии, которые тесно переплетаются друг с другом: линия Майка и линия Скотта. Первая представляет историю уличного хастлера - это история наших дней, прототип Майка - Майкл Паркер, сыгравший роль Диггера. Вторая линия - это адаптированная история Принца Уэльсского Генри (Принц Хэл, или Принц Гарри - в переводе Б. Пастернака) и Фальстафа из Шекспировских хроник о короле Генрихе IV. Принц Гарри - прототип Скотта Фейвора, Фальстаф - прототип Боба Пиджина. Используя искусные приемы своеобразного монтирования, восходящие к битникам, в частности к Вильяму Берроузу, Гас Ван Сент соединил эти две истории в одном фильме. Искушенный зритель без труда услышит шекспировский слог из уст персонажей, перемежающийся уличным сленгом хастлеров, и узнает сцены из пьес легендарного драматурга. В этом заключался особый художественный прием Гаса Ван Сента.

После грандиозного успеха своего фильма "Аптечный ковбой" с Мэтом Дилланом в главной роли, Ван Сент решил снять свой новый фильм в стиле арт-хаус. И пришлось ему это сделать на малобюджетной основе. Бюджет фильма составил всего 2,5 миллиона долларов. Режиссер хотел пригласить Ривера Феникса и Киану Ривза на главные роли, однако в связи с финансовыми трудностями он полагал, что ему придется задействовать непрофессиональных актеров - настоящих уличных хастлеров (некоторые из них на самом деле появились в киноленте). После того, как молодые звезды дали согласие, начались съемки фильма, которые в течение пяти месяцев проходили в США - Портленд, Моупин (Орегон), Сиэтл (штат Вашингтон) и в Италии - Рим и Лацио (близ Рима).

Вверх Награды

Фильм собрал множество наград:

Кинофестивали.
1. В Торонто в 1991 году "Международный приз критиков" получил Гас Ван Сент, в Венеции в 1991 году "Лучшим актером" признан Ривер Феникс, в Диувилле в 1991 году "Приз критиков" получил Гас Ван Сент;
2.  "Независимый дух". В 1992 году "Лучшим актером" назван Ривер Феникс, "Лучшая музыка" у Билли Стэффорда, "Лучший сценарий" у Гаса Ван Сента.
3. "Национальное общество кинокритиков". В 1992 году "Лучшим актером" признан Ривер Феникс.

Фильм номинировался на награду "Независимый дух" в 1992 году - "Лучший режиссер" (Гас Ван Сент), "Лучший продюсер" (Лори Паркер), "Лучший оператор" (Джон Кэмпбелл и Эрик Алан Эдвардс).

Вверх Некоторые факты и комментарии

Первоначальное предложение Гаса Ван Сента сниматься в фильме было отклонено агентом Ривера Айрис Бартон, которая беспокоилась, что эта роль может запятнать "чистый" имидж ее клиента, и даже не показала ему сценарий. Несмотря на этот факт, ее имя все же было указано в финальных титрах в разделе "особые благодарности". Имена матери Ривера Арлин и сестры Рейн также упомянуты там.

Ривер узнал о фильме от Киану Ривза и проявил огромный интерес к этой работе. Ривер и Киану оживленно обсуждали сценарий и идею фильма в целом. Это было во время работы над их совместным проектом «Я люблю тебя до смерти». "Мы сказали друг другу: 'Ok, я сделаю это, если ты тоже. Если ты не станешь, я тоже'. Мы дали друг другу пять. Вот как все было", - вспоминал Ривер.

В течение съемок Ривер, Киану Ривз, Фли и Майк Паркер проживали в большом старом доме Гаса Ван Сента в Портленде, где они допоздна шумно веселились, выпивали и играли на гитарах, перевернув в доме все вверх дном.

Ривер хотел знать все, каждую мелочь и хотел участвовать во всем, что происходило на съемочной площадке, даже смотрел в объектив камеры. И Гас Ван Сент предоставил своему актеру полную свободу творчества. Ривер говорил, что "Гас очень открытый человек для сотрудничества. Его режиссерский стиль состоит не в том, чтобы 'показать и рассказать', вместо этого он задает вопросы и извлекает из тебя все, как хороший психиатр... Он был очень открытым в том, что касалось моих предложений".

Ривер работал над ролью с полной самоотдачей. Чтобы погрузиться и раствориться в своей роли, как он это делал всегда, Ривер много времени проводил на улицах Портленда, с энтузиазмом и азартом настоящего исследователя изучая жизнь уличных хастлеров, он знакомился с ними и расспрашивал обо всем. Казалось, сам актер изменился под воздействием своей роли, что отразилось даже на его внешности. Он выглядел, как паренек с улицы с лохматыми волосами и в потрепанной одежде. "Для каждого героя, которого я играю, я пишу своего рода биографию. Для «Моего личного штата Айдахо» я написал многое. После того как фильм был закончен, я все это сжег", - впоследствии вспоминал он. Этот фирменный подход Ривера, а также филигранная актерская игра позволили ему сделать своего героя многомерным, наполнить образ Майка Уотерса невероятным реализмом и гуманизмом. Ривер смог привнести на экран и подлинный шекспировский трагизм, более шекспировский, нежели предполагала его роль по сценарию, смог придать истории Майка философскую глубину и поэтичность, что продвинуло ее далеко за рамки гей-тематики.

Знаменитая сцена у походного костра была написана Ривером и отличалась от первоначальной версии сценария. Ключевые слова, выразившие идею фильма о различии между любовью и сексом, произнесенные в этой сцене, были придуманы Ривером, чем он чрезвычайно гордился. Ривер подчеркивал: "Люди думают, что они хотят любви и что они добьются ее через секс. Майку ясна разница между любовью и сексом, потому что он занимается сексом, чтобы жить. Именно поэтому его слова: 'Я люблю тебя, и ты не должен платить мне', - так важны . Я так рад, что я написал эти строчки".

Для Ривера этот фильм был своеобразным переходом от кумира тинэйджеров к настоящей голливудской звезде, предоставил ему возможность поэкспериментировать и попробовать свои силы в высокохудожественном кино, сыграть нечто новое для себя, значительно вырасти в творческом плане. Как писал один из критиков, "фильм принадлежит Риверу Фениксу, а Майк, без сомнения, его сердце". И после выхода картины на экраны Ривера сразу причислили к культовым актерами - в свои 21 он вошел в историю мирового кинематографа. А роль Майка Уотерса стала самой знаменитой и самой лучшей работой Ривера в кино, в которой наиболее ярко раскрылся его выдающийся актерский талант.

Фильм собрал в прокате свыше 6 миллионов долларов и... огромное количество восторженных откликов ведущих кинокритиков, которые наградили его самыми лестными эпитетами, единодушно определив «Айдахо» как "самый лучший американский фильм девяностых". Как писала пресса, картина безупречна по эстетике, режиссерской и операторской работе и, конечно же, актерской игре Ривера Феникса и Киану Ривза. Классическая история о принце и нищем, рассказанная на современный лад, вечная, как мир, история любви и предательства имела ошеломительный успех среди интеллектуалов. И по сей день фильм остается классикой культового и авторского кино.

Вверх «Мой личный штат Айдахо» в России

Картина демонстрировалась по Центральному Телевидению на Первом канале и НТВ. На лицензионном видео фильм не выпускался. В российской прессе и интернете можно встретить еще одно название "Айдахо для меня одного".

Вверх Ссылки

Интервью:
   - журнал «US», сентябрь 1991
   - журнал «Интервью», ноябрь 1991

Страницы сайта:
   - документальный фильм «Эта дорога никогда не кончится»
   - песня группы Алекас Аттик «Too many colors»

Сайты:
   - фансайт фильма http://www.myownprivateidaho.com/.
   - русский сайт Киану Ривза http://keanu.ru/.

Назад «

 

 
 

©VIc. All rights reserved.

 

 
Сайт управляется системой uCoz