Кинозвезда
Дебют Ривера в большом кино
состоялся в 1985 году. Это была детская научно-фантастическая лента
«Исследователи»,
в которой он по мнению Джо Данте сыграл свою роль "свежо
и естественно".
Естественность юного актера, которую отметил известный режиссер,
стала визитной карточкой Ривера Феникса. Она приобретала
в разное время различные формы и прошла в своем развитии путь от
"сырого натурализма" при отсутствии формальной
актерской техники, как выразился Роб
Райнер, до полного погружения в свой персонаж, которое было
столь глубоким, что актеру подчас требовалось много времени, чтобы
по завершении съемок вновь стать самим собой.
Ривер так описывал процесс работы над образом:
"Я начинаю просто раздевать себя в том смысле, какой я
есть, стараюсь нейтрализовать себя, а затем фантазирую о том, как
бы мой герой поступил, и играю во множество игр разума".
Он считал себя в большей степени характерным актером, играющим "инстинктивно
или импульсивно", и отвергал какой-либо грим, который
может заставить его выглядеть "правильно". Врожденная
интуиция вела актера секретными тропами к тайникам души изображаемого
им героя. Требовались в определенном смысле самоотречение и огромные
силы, "чтобы оторвать себя от корней собственной жизни,
которые могут спутаться с нитями, связывающими ... с персонажем".
В своем стремлении "делать в точности то, что ... персонаж
мог бы сделать", "не видеть грани между реальностью
и фантазией", достичь максимальной достоверности и полностью
перевоплотиться в того, кем он не являлся, Ривер иногда
заходил слишком далеко. Так, например, было на съемках фильма «Мой
личный штат Айдахо», когда он обитал чуть ли не на улице,
по слухам экспериментируя с накротиками и однополым сексом. "Я
не могу, стоя перед перед камерой, позволить чему-то личному проникнуть
на экран, иначе я полностью предам подлинность персонажа",
- объяснял свою позицию актер. Азарт исследователя был всепоглощающим
и приносил впечатляющие результаты.
Журналисты, пишущие о кино, постоянно проводили аналогии между самим
Ривером и его героямим. Действительно, общего было
много (особенно в начале его карьеры), и именно этим объяснялась
потрясающая реалистичность его экранных персонажей. Но это лишь
поверхностный взгляд. Для зрителя, наделенного особым зрением, утонченного
и понимающего было очевидным другое: у Ривера особый
дар лицедейства.
Учителями Ривера по актерскому ремеслу были режиссеры
и актеры старшего поколения, с которыми он работал на съемочной
площадке и подружился в жизни - Харрисон
Форд, Сидни Пуатье,
Дэн Эйкройд, Роб
Райнер, Гас Ван Сент,
Питер Богданович и многие
другие. Они высоко ценили дарование Ривера. Харрисон
Форд называл его "изобретательным, умным и восприимчивым
ко всему". Сидни
Пуатье говорил, что Ривер вооружен исключительно
своим "искрящимся талантом". По мнению Питера
Богдановича актер обладал "инстинктивным талантом самого
высокого калибра".
За свою кинокарьеру Ривер снялся в четырнадцати
полнометражных фильмах; один из них,
«Дурная
кровь», не был завершен. Это были разные в художественном
плане ленты, как впрочем, и персонажи, которых он изображал на экране:
патриоты с типично американской внешностью типа Джеффа
Грэнта, легендарные личности типа Инди
Джонса, откровенные отморозки типа Эдди
Бёрдлейса или изгои типа Майка
Уотерса.
Творческий путь Ривера был отмечен интересными
и серьезными фильмами «Останься
со мной», «Бегство
налегке», «Индиана
Джонс и последний крестовый поход», «Я
люблю тебя до смерти», «Дурацкое
пари» и «Мой
личный штат Айдахо». Наиболее удачными актерским работами
считаются роли Криса
Чеймберса, Чарли
Фокса, Эдди
Бёрдлейса, Тэлбота
Роу, а самыми знаменитыми и выдающимися - роли Денни
Поупа и Майка
Уотерса. За первую роль Ривер получил престижные
номинации, в числе
которых "Оскар" и "Золотой глобус". Вторая роль
отмечена наградами
независимого и альтернативного кино, а также наградой
"Volpi Cup" Венецианского кинофестиваля.
В послужном списке Ривера были и откровенно коммерческие
проекты как «Ночь
в жизни Джимми Рирдона», «Маленький
Никита», «Тихушники»,
и не совсем удавшиеся ленты как «Берег
Москитов», «Безмолвный
язык», «То,
что называют любовью». Однако это не означает, что актер
играл в них вполсилы. Он был эмоциональным ядром каждого своего
фильма. Например, работу Ривера в фильме «Безмолвный
язык» критика назвала "игрой невыносимой остроты".
Пресса часто и в один голос сравнивала Ривера Феникса
с ранним Марлоном Брандо и Джеймсом Дином. Не оспаривая правомочность
и лестность такого сравнения, хочется подчеркнуть, что, повторив
трагическую судьбу последнего, Ривер все-таки обладал
собственной уникальной манерой игры. Он смог дойти в искусстве актерского
перевоплощения до предельной точки самоотрицания, создавая на экране
колоритные и многомерные образы огромной притягательной силы, образы,
наполненные болью и радостью самой жизни, образы, которые неизменно
завоевывали зрительскую симпатию.
Фирменный стиль Ривера Феникса, оттачиваемый в
ранних работах и доведенный им до совершенства в его лучших фильмах,
сделал его культовым актером, киноиконой поколения «Х». Этот стиль,
плодотворный и креативный в творческом плане, в то же время оказался
губительным для него как личности.
Отношение Ривера к кино, вернее сказать, к киноиндустрии
всегда было двойственным. В последний год его жизни на фоне семейных
проблем обострились внутренние противоречия, среди которых - безумная
страсть, одержимость играть и ненависть к Голливуду как машине по
штамповке фильмов. Кино стало пророческим для Ривера,
определяя загадочным образом его человеческую судьбу. Вспомним хотя
бы финальные кадры фильмов «Останься
со мной», «Мой
личный штат Айдахо» и «Безмолвный
язык». Это была судьба Артиста, отмеченного печатью
огромного таланта, Артиста, обреченного на успех, Артиста,
принесшего свое человеческое "я" на алтарь искусства.
Назад «
|