Журнал «Интервью», ноябрь 1991
Оригинал
Пейджи Пауэлл и Джини Сайкс
В фильме "Мой
личный штат Айдахо" Ривер Феникс
и Киану Ривз
играют парочку проституток-тинэйджеров, и каждый из них скорее жертва,
нежели хищник. Феникс - нарколептик Майк,
который засыпает на ходу в опасно неподходящие моменты; он в бесконечном
поиске своей матери, которую он потерял когда-то. Ривз - беглец
голубых кровей Скотт,
который выкидывает всякие штучки как акт протеста против своего
отца. "Фильм "Айдахо"
- история богатенького мальчика, который опускается со своих высот,
и парнишки с улицы", - говорит автор сценария и режиссер
фильма Гас Ван
Сент. "Я увидел немного высоты в личности Киану и немного
улицы в личности Ривера. Они сыграли именно эти продолжения самих
себя".
Есть какой-то смысл в том, что Феникс и Ривз, снимавшиеся в команде
у Лоуренса Каздана
в фильме "Я
люблю тебя до смерти", возникают вместе в сумеречной
Америке Ван Сента. Хотя оба уже играли главные роли в выдающихся
хитах - Феникс, например, в фильмах "Останься
со мной" и "Индиана
Джонс и последний Крестовый поход"; Ривз в "Приключениях
Билла и Тэда" и "На гребне волны",
- они специализировались на ролях аутсайдеров. Отчуждение означало
успех. Придурок наподобие Холдена Каулфилда, сыгранный Ривзом в
фильме "Речной обрыв", принес ему нескончаемый
шквал восторгов; за исполнение роли
сына радикалов в фильме "Бегство
налегке" Феникс получил номинацию на "Оскар"
в семнадцать лет.
Ривз приехал первым на обед в апартаменты № 55 в отеле "Charteau
Marmont" на Бульваре Сансет. Он выглядит немного потрясенным
после погони голивудских папарацци. "Я только притормозил
свой мотоцикл и спросил охрану, типа того, что за кино тут разыгрывают",
- говорит он. "И внезапно все парни вокруг меня завопили:
посмотрите, Киану! - Неужели он? - Нет, мужик. И я смылся прочь
оттуда. Такой вот фокус". Он усмехается и затем предлагает
потереть немного сыра пармезан в пасту, сначала спросив, какой стороной
терки надо пользоваться. Вскоре появляется Феникс и тут же принимается
чистить чеснок на кухне рядом с Ривзом. Спустя минуту эта парочка
выбегает на балкон. Феникс закуривает сигареты "Camel".
Он хмурит брови: "Прикинь, да?". Затем он выдыхает:
"Я знаю. Я должен закончить свою работу".
Внезапно он и Ривз отключаются, взволнованно исследуя возможность
работы над Шекспиром вместе. Они стоят нос к носу - Феникс недавно
обесцветил волосы, ему предложена роль молодого Энди Уорхола1
в будущей биографической картине Ван Сента, Ривз, темноволосый и
смуглый - словно позитивная и негативная сторона друг друга. Они
терпят шуточки друг друга во все время обеда, когда один перебивает
другого, но только лишь для того, чтобы закончить его мысль.
Джини Сайкс: Киану, ты
сказал, что согласился сниматься в фильме "Айдахо"
первым, надеясь, что Ривер тоже станет играть.
Киану Ривз: Нет. Просто мы всегда снимались
вместе.
Ривер Феникс: Он соврал. Мы снимались в фильме
"Я люблю
тебя до смерти", и оба получили сценарий "Айдахо".
И вот, проезжая в машине по бульвару Санта Моника, кажется, по дороге
в клуб, мы с интересом говорили об идее этого фильма. Мы были довольно
взволнованны. Вообще это как плохой сон - сон, который заканчивается
тем, что ты просыпаешься, а продолжения нет, но мы просто сами себя
окунули во все это. Мы сказали друг другу: "Ok, я сделаю это,
если ты тоже. Если ты не станешь, я тоже". Мы дали друг другу
пять. Вот как все было.
Пэйджи Пауэлл: Ривер, тебе было трудно войти
в образ нарколептика? Когда я первый раз увидел в фильме изображенный
тобой припадок, я на десятую долю секунды воспринял его как что-то
комическое. Затем припадки показались очень болезненными. Ясно одно,
что они приходят ниоткуда. Как ты научился их изображать?
РФ: В основном из описаний Гаса, как ведет себя
Джейк. Джейк был нарколептиком из Портленда, который работал со
мной [над этим аспектом роли]. Мы провели очень много времени вместе,
разговаривая о том, почему случается нарколепсия. Я очень хорошо
понимал это с медицинской и научной точки зрения, хотя никто не
знает точно, что это такое. Но когда я был с Джейком, у него не
случалось припадков при мне. После того, как я несколько раз порепитировал,
изображая припадки, Гас сказал, что они именно такие, как у Джейка.
КР: Ты думаешь, этот фильм может стать причиной
нарколепсии? Я имею в виду, стоит ли родителям остерегаться за своих
детей?
РФ: Я определенно подчеркнул бы, что всем зрителям
стоит осознать заразный характер нарколепсии.
КР: Так что ж, зрителям надо надевать специальные
очки?
РФ: Она как затмение. Если будешь долго на нее
смотреть, то можешь ею заразиться.
ПП: Раз уж мы коснулись тематики фильма, скажите,
вы вдвоем тусовались с ребятами на улицах Портленда?
РФ: Как не разлей вода.
КР: Да, что было, то было.
ДС: И вы никогда не задумывались, что, выспрашивая
у них информацию, вы так или иначе эксплуатируете их?
РФ: Я думаю, им льстило, что их историю расскажут
в фильме.
КР: Нет, старик. Я не считаю, что эта история –
современная повесть об уличной жизни. Ни место, ни язык не отражают
современной улицы. Единственное, в чем заключается современность
этой истории – это в большом смысле, в ее эмоциях и, возможно, в
том, что происходит внутри некоторых людей.
ПП: Разве чувства не мимолетны?
КР: Именно. Но я сказал о том, как они выражаются
языком, или, понимаешь, всем, что люди делают. Я только лишь говорю,
что фильм не отражает того, что происходит на улицах в Портленде.
РФ: Вернее верного. Если бы паренек из Портленда
увидел этот фильм, он и подумать бы не мог, что это уличная жизнь
его города. Но это наша обязанность идти вглубь насколько возможно
и исследовать все направления, которые могли даже и не предлагаться
в сценарии. Так что у нас было все схвачено. Наше исследование было
уж слишком тщательным, что было вовсе необязательно.
ДС: Расскажите, как вы начали исследование жизни
уличных хастлеров.
РФ: Я начал с помощью друзей Гаса, уже обитавших
на улице, - Скотта и Гари. Гари недавно погиб в автокатастрофе,
как я слышал; благослови, Господь, его душу. Думаю, нам также помогло
и то, что мы не называли себя.
ДС: Так они и не подозревали, что вы, двое актеров,
входите в роль?
РФ: Нет, нет. Все дело было в самих наших героях.
Мы просто тусовались. Если они и думали о чем-то, то о том, что
это всего лишь другой кот, пытающийся занять его место на улице.
Было немного любопытства, но никогда никакой враждебной ревности.
Потому что есть чувство братства на улице, старик. Все присматривают
друг за другом. Никто не хочет увидеть, как кому-то надрали задницу,
вот почему.
ДС: Так ничего не было специально поставлено?
РФ: Некоторые ребята с улицы приходили в дом Гаса,
и мы встречались с разными людьми в разных местах. Постановка была
в этом смысле. Но мы были настоящими уличными штучками лишь тогда,
когда работали над ролью в свое свободное время. Как партизаны [смеется].
Это было для нас очень волнующим. Думаю, главной нашей проблемой
было выяснить, сможем ли мы быть настоящими парнями. У Гаса был
выбор, либо использовать нас, либо настоящих парней с улицы, так
что Киану и я чувствовали это тяжелое бремя. Мы хотели поверить
в этот сценарий и проработать все проблемы.
ДС: Вы оба очень популярны среди подростков. В
частности тинэйджеры, похоже, не равнодушны к тебе, Киану, после
твоей роли в фильме "Приключения Билла и Тэда".
Было ли какое-нибудь опасение в твоей команде, скажем, у агента
или менеджера, что роль мужчины-проститутки может повредить твоему
имиджу?
КР: Повредить моему имиджу? Я что политик [посмеивается]?
Не-а. Я - актер. С этим не было проблемы. Но съемки - вот что было
очень напряженным опытом. Я только что закончил фильм "На
гребне волны" и все еще был в образе того парня. Я чувствовал
небольшую тревогу по поводу фильма "Айдахо".
Я был ошеломлен тем, что я должен был делать - это было, словно
так: о, нет! смогу ли я это сделать? Мне было страшно. Но Гас и
Ривер заставили меня настроиться. Они сказали, давай сделаем этот
чертов фильм. Не знаю насчет тебя, Ривер, старик, - но я вник во
многие вещи благодаря парню, которого сыграл. Настоящие люди. Я
так себе представляю. Гас по-своему интерпретирует Шекспира. И это
было классно! Этому просто не было конца, старик. Можно было идти
дальше, сколько позволяли силы, понимаешь?
ДС: Помню, читал интервью с Робертом Дауни-мл.
после фильма "Меньше, чем нуль", в котором он
говорил, что боялся, что люди измотают и достанут его из-за его
роли. А вас кто-нибудь доставал по этому поводу?
РФ: Пошли они все на... Это все, что я могу сказать.
Большая заглавная F и U-C-K и после THEM. T-H-E-M.
КР: В точку, старик.
ДС: Так что у вас не было никакого негатива?
РФ: Не-а. Негативного дерьма всегда хватает. А
мне по фигу.
ПП: Как думаете, десять лет назад кто-нибудь бы
взялся за этот сценарий?
РФ: Может, порнозвезды. Наподобие кого-нибудь из
окружения Уорхола.
ПП: Джо Даллесандро2?
РФ: Возможно, один из тех котов.
ДС: Один из ваших партнеров, как раз актер Уорхола
– Удо Кир из фильмов "Дракула" и "Франкенштейн".
Это наталкивает на похотливый вопрос...
КР: Это ж твоя работа!
ДС: Каково вам, ребята, было снимать сцену секса
втроем с Удо?
РФ: Ну хорошо, я-то определенно не помог ничем.
Когда мы снимали нашу сцену, я сказал: "Просто подумай, Киану.
Полмиллиарда твоих фанов посмотрят это однажды". Тупой я идиот.
Я заставил его почувствовать себя полностью смущенным. Но Киану
смог стать выше этого. Гас бесконечно долго бранил меня после вечером.
КР: Правда?
РФ: Ага. Он выругал меня за все это дерьмо. Я чуть
не плакал. Это было ужасно с моей стороны. Я всего лишь пытался
разрушить скованность. Знаете, я думал, что будет прикольно: я пытаюсь
уберечь Киану, чтобы он не чувствовал себя, словно его застукали
дома двенадцатилетние пацаны!
КР: Спасибо, браток.
РФ: Потом Киану сняли голым с прекрасной Кьярой
[Каселли, играющей итальянскую подружку Скотта Кармиллу]. Та сцена
на самом деле тянулась долго. Ему было классно с той девчонкой,
но подмораживало, и они просто подыхали от холода. Так что, думаю,
они больше беспокоились о температуре, чем о своей обнаженности.
Все это продолжалось пять часов.
ДС: Сцена с Удо должна была быть легче просто потому,
что вы вдвоем уже были хорошими друзьями. Как вы познакомились?
РФ: Ну, вообще-то я встретил Киану через мою бывшую
подружку Марту
[Плимптон] во время съемок фильма "Родители",
- они только и делали, что сосались. Мой брат Хоакин,
еще известный как Лиф, также снимался там. Так что Лиф и Марта были
его приятелями еще до того, как я стал его другом. Потом я повстречался
с ним на съемках фильма "Я
люблю тебя до смерти". И мне понравился этот парень.
Мне захотелось поработать с ним. Он прямо как мой старший брат.
Только ниже ростом.
ПП: Киану, Скотт - это богатый паренек, опустившийся
на дно в пику своему отцу, мэру Портленда. Гас сделал прототипом
Скотта принца Гарри из Шекспировских хроник о Генрихе IV...
КР: Да, но в мире Шекспира принц оказался хорошим
королем. Чтобы избежать внешней угрозы, он начинает эти войны. Все
герцоги и лорды были довольно счастливы, так как мужчины шли умирать
во имя благородных принципов, а народ был накормлен. Но в "Айдахо"
Скотт не связан с народом. У него свои дела. Он отталкивает всех
и идет своей дорогой. Так что у него нет этого типа благородного
принципа. В конце жизни его отец был очень сострадательным и обеспокоенным.
Может быть, это делает фильм современной сказкой.
ДС: Думали ли вы о том, насколько уместно, что
Майк по ходу фильма говорит на уличном сленге, в то время как Скотт
говорит слогом Шекспира? Не думал ли ты, что эти переключения в
речи могут показаться дисгармоничными, Киану?
КР: Шекспировский материал был одним из аспектов
сценария. Гас сказал, что над этим стоит поработать и подумать.
Так что это была моя игра. Я не беспокоился. Это казалось интересным
и было своего рода вызовом для меня.
РФ: А я боялся, что это не сработает.
КР: Для меня?
РФ: Нет, для всего фильма. Я полагал, что нам надо
быть предельно четкими в постановке переходных сцен от своего рода
пародирования Шекспира к простому уличному языку. Должны были быть
связующие звенья в этих сценах, чтобы это не было как прыжок от
черно-белого кино к цветному. Было важно организовать наши мысли
и поддержать стилистику Гаса.
КР: Хотя сначала я не имел понятия обо всех этих
различных стилях, используемых в фильме. Ты много больше меня смотрел
в камеру.
РФ: У меня было нечто большее, чем обязанность
исполнять роль Майка, надо было еще коснуться перспективы, предусмотренной
режиссером. Я хотел понять, как моя нарколепсия повлияет на последующие
события, как случайные нарколептические припадки подействуют на
зрителя. Я рад, что это не оказалось сказкой сквозь мое нарколептическое
видение. Однако это было тем, за что я должен был нести полную ответственность;
именно это заставляло меня задавать все эти вопросы. Даже тогда,
когда я не был занят в кадре, я должен был осознавать все происходящее
до такой степени, чтобы потом суметь заставить себя соответствовать
ему.
ПП: Что я больше всего люблю в Гасе и его работе,
так это его сострадание. "Плохая ночь"3
просто вырвала мое сердце наружу. В фильме "Мой
личный штат Айдахо" он работает с темой поиска дома
и семьи. Было ли это важным для вас в решении принять участие в
этом фильме?
КР: Э, нет, только не для меня.
РФ: У меня есть по-настоящему сильные чувства по
поводу темы поиска дома и матери. Я думал, это было очень, очень
трогательно. Ты просто знал, что кто-то, кто мог выйти с этим предложением,
имел бы что-то, чтобы поддержать в смысле знания и опыта. Которые
есть у Гаса.
ПП: Как это было - работать с Гасом как с человеком,
жить в его доме, районе и тому подобное?
РФ: У Гаса есть те качества, которые нужны нам
всем, чтобы получить поддержку. Открытые глаза, открытые уши, детский
поток сознания. Знаете, вещи, что делают дети: например, сунут свои
пальцы куда ни попадя в доме или откроют кран, потому что он завинчен,
а мама постоянно повторяет, что это нельзя трогать. В этом Гас.
Просто ребенок. Он был очень общительным, полностью открытым. Это
было сродни семье - типа кооператива.
ДС: Как вы двое управлялись с распорядком?
РФ: Каждое утро Мэтт [Эберт, ассистент-постановщик]
будил нас, распевая мелодии из шоу. Он тащил нас за уши вниз, к
фургончику.
КР: Нет, старик. Я всегда был там без промедлений
и готовый сниматься.
РФ: Ну а меня ему приходилось хватать за ухо и
тащить вниз. Я очень упрямый, если дело касается утреннего подъема
из постели.
КР: Да, старик. Но я знал, что Мэтт схватит за
ухо и меня тоже, так что я предпочитал быть готовым.
РФ: Ага. Киану ждал внизу со сценарием в руках,
готовый залезть в фургон, а я наверху искал наощупь свою одежду,
хотя обычно я сплю прямо в ней.
ПП: Гас был достаточно непредсказуемым в плане
того, какие сцены вы снимали в тот или иной день, не так ли?
РФ: У меня нет ответа. Старик, я не знаю, когда
он, черт его возьми, решал что, или где, или когда, или почему снимать.
ПП: Хорошо, когда вы поднимались утром, вы уже
знали, что вы сегодня будете снимать?
КР: В основном да. Я уверен, были еще люди, говорившие
Гасу: "Тебе нужно знать, что ты собираешься делать завтра".
Не знаю, был ли это обязательно его личный порыв, но я думаю, машина
спрашивала его, что мы будем делать, чтобы мы могли быть готовы.
ПП: Фильм начинается в Портленде, затем действие
переносится в Айдахо, а потом в Италию. Съемки шли последовательно,
а случалось ли что-нибудь, чего вы не ожидали вначале?
РФ: Сцена
у походного костра определенно была химическим соединением Киану
и меня, мы работали вместе вне съемочной площадки над улучшениями,
обсуждая своих героев. Забираясь глубже во все это, мы открыли много
всего в плане наших отношений в фильме, и к тому времени, когда
мы были готовы снимать последнюю сцену в Штатах, у нас уже было
достаточно всего, чтобы погрузиться намного глубже, чем нам было
предписано сценарием.
ДС: Это сцена, где Майк говорит Скотту, что любит
его.
РФ: Было много проникновенной любви [в фильме].
Ты не узнаешь, пока не увидишь газеты, пользуется ли это успехом
или нет. Но так как мы снимали последовательно, мы видели, как действие
фильма развертывается перед нами, и когда пришла эта сцена, мы сыграли
ее просто как импровизацию.
ПП: Эта сцена очень похожа на ту, которую ты сыграл
в фильме "Останься
со мной".
РФ: Сцена
признания. Она также похожа на сцену
в фильме "Бегство
налегке". Гас, наверняка, видел оба фильма, может,
он и скопировал их.
ПП: Когда я приехал в Италию на съемочную площадку,
я заметил, что вы оба всегда были очень милы. Несмотря на то, что
часто недосыпали и были усталыми, все же были деликатными с обслугой
в отеле и водителями лимузинов. Со всеми.
РФ: О, да. Мы классные парни. Мы по-настоящему
замечательные люди. Я думаю, Киану и я - самые классные парни на
планете, не считая Джорджа Буша и Рональда Рейгана.
КР: Самые милые - они! Они хорошо относятся к своим.
Нам следует их поблагодарить за то, что у нас есть возможности.
"Спасибо, ребята!"
РФ: [смеется] Прошу прощения. Вы сделали нам комплимент.
ПП: O.K. Но это правда, вы, кажется, демонстрировали
полное взаимопонимание со всеми, с кем вы работали на съемочной
площадке.
РФ: Ну а если серьезно, мы знаем, что значит быть
на дне. Господь Иисус Христос дал нам шанс быть наверху. Так что
мы не намерены этим пренебрегать. Мы постараемся возблагодарить
его за это и быть признательными за удачу, которая у нас есть в
нашем положении. Мы удачливы и молоды. Делаем, что нам хочется,
мы творческие люди и получаем за это бабки.
КР: Верно говоришь, браток. Верно.
ДС: Ну а чем еще, парни, вы занимаетесь сейчас?
РФ: Я хочу купить шестнадцатимиллиметровую камеру.
Я не уверен насчет идеи стать фильммейкером, но я хотел бы попытаться
что-то снять. Я очень люблю документальные фильмы. И я хочу проехаться
через горы, где я раньше жил, когда снимался в сериале [Семь
невест для семи братьев], мне было тогда двенадцать. Я
собираюсь туда с моей подружкой.
КР: Каждый миг бесценен. Я пытаюсь путешествовать.
Хочу поехать в Париж. Это типа голубой мечты. Не прочь бы почитать
кое-какие книги. Еще хочу взять уроки вокала.
ДС: А Шекспиром еще не хочешь заняться?
КР: Мм, кто знает? Я на самом деле хотел бы сделать
это с Ривером. Думаю, у нас бы был успех. Мы могли бы поставить
"Сон в летнюю ночь" или "Ромео и Джульетту".
РФ: Чур, я буду Джульеттой.
***
Примечания. |
- Энди Уорхол
(Andy Warhol, 1928-1987) - культовая фигура в искусстве
второй половины ХХ столетия, отец американского поп-арта.
Он творил как художник, скульптор, дизайнер, режиссер, продюсер,
писатель и стал воплощением ренессансной идеи "homo
universale" в эпоху массовой культуры.
- Джо
Даллесандро - известный американский актер (род. 31.12.1948).
Он снимался во многих фильмах, которые продюсировал и снимал
Уорхол. Среди них были фильмы и весьма откровенного содержания.
- "Плохая ночь",
или "Ужасная ночь" (Mala Noche)
- черно-белый фильм Гаса Ван Сента 1985 года. Фильм стал
классикой экспериментального кино, сделал режиссера известным
в кинематографических кругах и среди артистической элиты,
а также открыл ему двери в Голливуд.
|
Перевод текста беседы на русский язык - Dolphin.
Перевод предисловия, редакция и примечания - VIc.
Редакция - Kassandra.
Буду благодарен всем, кто направит в мой адрес замечания,
позволяющие устранить опечатки, неточности и ошибки
в данном тексте.
Назад
«
|